Предысторию см. здесь:
http://lerusisik3.blogspot.de/2014/01/blog-post_31.html
Как уже было сказано, история началась три года назад с фотографий очень поврежденного старинного одеяла. С тех самых пор мне нигде ни разу не попадалась эта техника. Я даже спросила у немецких мастериц, не видели ли они чего подобного - нет, не видели, не знают. Представьте, как я удивилась и обрадовалась, когда увидела репортажи с фестиваля "Традиция" 2014 и среди них - вот это одеяло:
|
фото Лены Васильевой |
Естественно, я сразу же узнала такую редкую технику и стала допытываться, что да как. И оказалось, что это работа той самой группы из Липецка, которая тогда еще, три года назад, заинтересовалась и "моими" фото, т.е. старым и безнадежно рваным одеялом. Вот фрагмент письма:
Пару лет назад я писала комментарий к теме "Русские корни квилтинга" (точное название не помню) у Вас в блоге. Речь шла о старых одеялах со стёжкой. Вы ещё поместили там фото небольшого обгорелого фрагмента такого одеяла. И
я Вам писала, что у нас в Липецком Музее народного и
декоративно-прикладного творчества хранится подобное одеяло, привезённое
сотрудниками музея из экспедиции по Чаплыгинскому району Липецкой
области. Одеяло вышивалось чаще всего крёстной для таинства крещения
ребёнка.Вся
стёжка выполнена стежками вперёд и назад иголка. Других видов стежков
на этом одеяле просто нет. Очень своеобразен способ нанесения рисунка на
ткань - алюминиевой ложкой
Вот что рассказала староста липецкого клуба "Рождество" Елена Щербакова:
Здравствуйте, Валерия! Про детское одеяло могу сообщить следующее: у нас в Липецке имеется Музей декоративно-прикладного искусства. Ежегодно летом сотрудники этого музея отправляются в экспедиции по селам и деревням области, где покупают,принимают в дар от населения старинные изделия декоративно-прикладного искусства. Каждый сентябрь проходит отчетная выставка по итогам экспедиции. Так в селе Колыбельское Чаплыгинского района было обнаружено это одеяло. Использовалось оно только при крестинах и передавалось из поколения в поколение. Нашему клубу Рождество захотелось изготовить дубликат этого изделия, чтобы им любовались все желающие. Кроме того, тогда мы только закончили курсы по лоскутному шитью при указанном музее и нам разрешили поработать с образцом. Старались изготовить точную копию, как по размерам, так и по стежкам и узорам. Трудилось 5 человек. Все узоры были разделены и каждый выполнял только свой узор. Я, например, вышивала сердечки, балалайки и решетки. Сначала отрабатывали узоры на образцах, которые потом использовались при пошиве сумок лакомок. Их Вы можете увидеть в моих фотографиях. Долго не могли понять какими нитками вышивалось изделие. Мы использовали снежинку, но в изделии- натуральная шелковая нить. Я просмотрела фрагмент одеяла , каким Вы располагаете. Наши одеяла имеют одни и те же корни. Такое заключение я сделала по схожим стежкам и вышивке отдельных эллементов. Кроме того, наша область очень молодая. В январе этого года мы отмечали 60 лет ее образования. А образована она была из земель окружающих областей в т.ч. и Рязанской области. А с. Колыбельское входило в состав Рязанской области и Чаплыгинский район всегда относился к Рязанскому княжеству. В нашей области были распространены стеганные одеяла ручной работы. Будь то крестильные одеяла или одеяла на свадьбу. Мы располагаем фотографиями еще одного крестильного одеяла и 2 свадебных. Но это работа нашему клубу на будущее. С уважением Елена.
И вот еще несколько фото.
|
Фото Елены Щербаковой |
|
Пробы техники. Фото Ирины Кутищевой |
|
Сумочки-лакомники. Фото Елены Щербаковой |
|
Воссозданное одеяло выставлено на обозрение в музее Романовской игрушки. Открывается выставка и пока взрослые заняты открытием, ребенок качает куклу в кроватке. Фото Елены Щербаковой |
И закономерное продолжение - специальный приз на фестивале "Традиция":
|
Фото Ольги Бородиной |
Лера, как интересно. Не просто взяли и простегали по симпатичному рисунку, а всё с историей, всё со смыслом! Здорово!
ОтветитьУдалитьда еще и размечали алюминиевой ложкой (возможно)! потрясающая история. А хорошо было бы книгу об этом одеяле издать, я бы первая в очередь на покупку записалась!
УдалитьЗамечательная РАБОТА! Корни! Настоящая ТРАДИЦИЯ!!!
ОтветитьУдалитьЯ, к сожалению, не смогла хорошо рассмотреть ее. Одеяло висело очень высоко!
Лерусик, спасибо за интересный рассказ!
я бы уж разглядела - после моего старого поста. Но я так и поняла, что одеяло высоко висело, особо не поразглядывать.
УдалитьКакая интересная история! спасибо за рассказ! Одеяло замечательное, вот бы поближе разглядеть! молодцы девочки, что восстанавливают и сохраняют традиции.
ОтветитьУдалитьЛариса, первое фото в довольно неплохом разрешении, кликните. Но конечно, хочется каждую детальку рассмотреть! совсем забытая техника.
УдалитьЛера,теперь вижу...почему раньше одеяла из лоскутиков на Руси считались признаком бедности :)...Если бы делала комуто приданное,то конечно выбрала бы это одеяло! Шикарная ручная стёжка!
ОтветитьУдалитьа не ценили мы это, не ценили...
УдалитьОдеяло потрясающее. Мастерицам браво!
ОтветитьУдалитьОднако, такую эксклюзивную вещь нужно было разместить отдельно, да рядом показать фото оригиналов, а то и сам оригинал, да еще исторические описания поместить. Чтоб народ прочувствовал, что это за шедевр на самом деле. Тогда бы и оценил лучше. ИМХО
С этим полностью согласна! Но, думаю, такое еще впереди. Надеюсь, это не последняя выставка для этого одеяла.
УдалитьОдеяло было прислано на конкурс. Экспозиция конкурсной программы имеет свою специфику. Фото оригинала, отдельное место и т.д. - атрибуты музейного показа. Это невозможно в рамках фестиваля.
ОтветитьУдалитьИ правильно! потому что к одеялу же не прилагалась история. Но я думаю, как уже говорила, что для этого одеяла "Традиция" - только начало.
УдалитьМарина, ты совершено права! Конкурс и есть конкурс! Нельзя выделить одну работу, повесить ее в центр - ЛЮБУЙТЕСЬ!
УдалитьЗдесь спору нет! Просто зрение подкачало, плохо вижу! :))) Вот и не смогла разглядеть. Об это и печаль моя!
Самое главное - ЖЮРИ УВИДЕЛО - и по достоинству оценило!!!!
Лера, спасибо за интересную историю!!! Как же хорошо, что наши люди стали возвращаться к своим истокам.
ОтветитьУдалитьКак интересно и трогательно! Благодарю Вас Лера за трепетное отношение к истории. Этого всем нам сегодня не хватает. Спасибо,что обратили наше внимание к своей же истории. Очень Вам признательна и благодарна!
ОтветитьУдалитьЛера, спасибо за продолжение истории одеяла с "золотой" стежкой. И мастерам, воссоздавшим эту художественную вещь, большой респект.
ОтветитьУдалитьДолжна сказать, что при просмотре "Традиционных" работ это одеялко привлекает внимание, даже если не знать его историю. Необычно и артистично.
Одеяло великолепно! И, не зная истории его создания, оно обращало на себя внимание на "Традиции", по-крайней мере, по фотографиям, я его для себя выделила. А вот бы шовчики-стежочки-рисуночки стежки изучить поподробнее... Интересно, есть ли литература на эту тему, или, чтобы изучить, надо образец старинный перед собой иметь?
ОтветитьУдалитьА я, когда первый пост про старое одеялко прочитала, чуть не расплакалась. И вот почему... Когда я собралась делать ремонт в квартире, в которой раньше моя бабушка жила, стали мы с мамой разбирать антресоли. И нашли не этих антресолях в свертке 2 сарафана. Настоящих. Синих. Вот такого же синего цвета, как одеяло. Сарафаны не то из шелка, не то из сатина (ткань блестела), а подкладка из мешковины, наверное, чтобы подол колом стоял. Покрой такой интересный. Сзади очень широкие в складку заложены. Откуда они эти сарафаны - не знает никто. Думаю, что от прабабушки остались. Бабушка моя была из семьи старообрядцев. Они традиции хранить умели. А вот потом уже все забылось и порастерялось. Папа ничего не знал об их происхождении. Спросить уже не у кого. И вот мы достали с мамой эти сокровища, повертели, повосхищались... А они такие пыльные... и мы - дуры - их постирать решили. Все! Угробили. Краска сошла, посерела, ткань вся скукожилась, сжалась. Даже и не знаю, что мы с ними в итоге сделали. Даже вспоминать жалко. Не думаю, что мама их опять убрала, наверное, выкинула. Вот. Обидно почти до слез. И сами же виноваты.
нигде строчки не описаны. Я намекаю авторам одеяла, что такое событие книги заслуживает. Но пока что ничего об этом не слышно.
УдалитьА о сарафанах - ну да, хорошо быть всем такими умными, как моя жена потом (с). Теперь-то мы и сохранили бы, и сфотографировали... Но кто ж знать тогда мог! все концы потеряны были.