суббота, 2 мая 2020 г.

Коротко о пояги, том 1

Это информационно-просветительский пост
к творчески-оригинальному посту о занавесках пояги III .
Рассказ об основах техники пояги выйдет отдельным постом

Предупреждение: в вопросах пояги (божаги) я самоучка, причем училась по японским книгам (не зная японского) и по корейским инструкциям (не зная корейского). Я очень люблю это искусство, но мои сведения могут быть неполны и неточны. В любом случае надеюсь хотя бы заинтересовать тех, кто хочет узнать немного больше о пояги. Если же у вас есть дополнительная информация и вы хотите ей поделиться - добро пожаловать в комменты, буду очень признательна!)
 

Пояги (божаги) – корейское слово, означающее просто "упаковка".
Первоначально это были квадратные платки с завязками для упаковки и переноски чего угодно, от самых простых вещей до свадебных подарков королевской семье (по корейским поверьям, хранение вещей в упакованном виде (завернутых в пояги) приносит счастье). Такие упаковки-пояги шились из чего угодно, начиная от мелких остатков старой одежды и заканчивая специально расписанным шелком для особо ценных вещей.

Пояги времен династии Чосон
Если такие "обертки" шились специально для подарков принцессам, то использовались прекрасные новые ткани, которые могли еще и украшаться вышивкой. В простых же семьях на пояги шли все-все остатки, обрезки и даже обрывки тканей. Особенно хорошо было, если попадались вышитые рукава от традиционной корейской одежды ханбок.


Для белых пояги часто использовались остатки нижнего белья, поэтому кусочки на таких «белых» пояги часто желтеют или выгорают неравномерно – получается разнообразие кремовых оттенков. Теперь такое разнообразие достигается с большим трудом специально подобранными тканями.


Раз уж речь зашла об использовании нижнего белья, замечу, что это не единственная параллель между пояги и квилтами амишей. В Корее тоже существовали запреты на определенные ткани и цвета для определенных сословий (к примеру, желтый - не для простых людей), которые можно было "обойти" только в пояги, используя кусочки и обрезки запретных тканей. Опять же, место женщины в Корее было дома, у очага, и только там она могла дать волю творчеству и проявить чувство прекрасного, творя с помощью иголки и нитки. И мелких обрезочков ткани.



Но для нас, европейцев, возможно, пояги так бы и остались только одним из многочисленных народных ремесел, каких много по всему миру, если бы не увлечение японками пояги и не наше увлечение японскими квилтами и японскими журналами. В основном мы узнали о пояги именно из японских журналов  и наверное, из японского языка идет ошибочное наименование пояги – правильно божаги

из журнала Quilts Japan

Настоящие пояги традиционно шьются из рами – ниток из волокон разновидности крапивы, - конопли или из шелка.


 В пояги используется совсем немного основных стежков и элементов. Если не рассматривать вышивку, то главные виды швов - это либо очень мелкие стежки через край, похожие на стежки при ручном шитье по бумаге, либо шов, напоминающий закрытый французский шов.  В сочетании с немногими отделочными элементами – "узелки", завязки по углам, "бант в середине", а также – неожиданно – со сложной техникой, почти точно совпадающей с классическими "кафедральными окнами", - это дает нам творения удивительной красоты, чистых цветов, интересных и очень современных геометрических форм. При этом "французские" швы на полупрозрачных тканях создают дополнительные деления плоскости и игру света.



Первая же ассоциация после просмотра пояги – Пьет Мондриан, его геометрия поразительно похожа на пояги. Еще и квилты Gees Bend приходят на ум, потому что в пояги тоже можно использовать кусочки всех форм, цветов и размеров.





 Ниже на фотоколлаже представлены работы, выполненные в трех совершенно различных техниках: первое - американский квилт  ок. 1910 г, второе - современная штора пояги, третье - техника shadowfold, о которой я немного говорила здесь. Свет, воздух и прозрачность объединяет все три



Хотя обычные пояги шились из остатков ткани и раскрой был весьма экономным, все же оставались совсем уж мелкие кусочки ткани – из них делали подушечки для булавок, маленькие мешочки, наперстки, просто украшения.



Можно найти в технике пояги и обувь, и сумки, и зонтики, и абажуры.

 

Вот несколько примеров современного прочтения пояги.

В 2012 году и позднее на нескольких выставках была показана работа, точнее, инсталляция Clare Smith - в течение нескольких выставочных дней краска из баночек наверху понемногу стекала по сшитому полотну:


 Работа современной признанной мастерицы пояги Chunghie Lee:

Коллекция Chanel 2016:



Конечно же, никак нельзя пропустить корейского художника Do Ho Suh. У него в технике пояги есть целые дома, а также отдельно газовые плиты, распределительные щитки и унитазы. Ограничусь дверной ручкой:


Все фото в данном посте взяты с моей доски Pojagi на Пинтересте.

Из-за изобилия материала и нерезинового интернета основы шитья пояги выйдут отдельным постом.

7 комментариев:

  1. Спасибо, Лера!
    Вдохновляешь.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! У вас всегда очень содержательные и прямо захватывающие посты! Пишите дальше!

    ОтветитьУдалить
  3. Заразительно всё это, Лера! Говоришь "совы, совы... ПОЯГИ!"

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за интересный и содержательный рассказ!!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Лерусик, спасибо! Очень разноплановая подборка пояги! Прелесть!

    ОтветитьУдалить