Это информационно-просветительский пост
к творчески-оригинальному посту о занавесках пояги III .
Рассказ об основах техники пояги выйдет отдельным постом
к творчески-оригинальному посту о занавесках пояги III .
Рассказ об основах техники пояги выйдет отдельным постом
Предупреждение: в вопросах пояги (божаги) я самоучка, причем училась по японским книгам (не зная японского) и по корейским инструкциям (не зная корейского). Я очень люблю это искусство, но мои сведения могут быть неполны и неточны. В любом случае надеюсь хотя бы заинтересовать тех, кто хочет узнать немного больше о пояги. Если же у вас есть дополнительная информация и вы хотите ей поделиться - добро пожаловать в комменты, буду очень признательна!)
Пояги (божаги) – корейское слово, означающее просто "упаковка".
Первоначально это были квадратные платки с завязками для упаковки и переноски чего угодно, от самых простых вещей до свадебных подарков королевской семье (по корейским поверьям, хранение вещей в упакованном виде (завернутых в пояги) приносит счастье). Такие упаковки-пояги шились из чего угодно, начиная от мелких остатков старой одежды и заканчивая специально расписанным шелком для особо ценных вещей.
Пояги времен династии Чосон |
Для белых пояги часто использовались остатки нижнего белья, поэтому кусочки на таких «белых» пояги часто желтеют или выгорают неравномерно – получается разнообразие кремовых оттенков. Теперь такое разнообразие достигается с большим трудом специально подобранными тканями.
Раз уж речь зашла об использовании нижнего белья, замечу, что это не единственная параллель между пояги и квилтами амишей. В Корее тоже существовали запреты на определенные ткани и цвета для определенных сословий (к примеру, желтый - не для простых людей), которые можно было "обойти" только в пояги, используя кусочки и обрезки запретных тканей. Опять же, место женщины в Корее было дома, у очага, и только там она могла дать волю творчеству и проявить чувство прекрасного, творя с помощью иголки и нитки. И мелких обрезочков ткани.
Но для нас, европейцев, возможно, пояги так бы и остались только одним из многочисленных народных ремесел, каких много по всему миру, если бы не увлечение японками пояги и не наше увлечение японскими квилтами и японскими журналами. В основном мы узнали о пояги именно из японских журналов и наверное, из японского языка идет ошибочное наименование пояги – правильно божаги
из журнала Quilts Japan |
Настоящие пояги традиционно шьются из рами – ниток из волокон разновидности крапивы, - конопли или из шелка.
В пояги используется совсем немного основных стежков и элементов. Если не рассматривать вышивку, то главные виды швов - это либо очень мелкие стежки через край, похожие на стежки при ручном шитье по бумаге, либо шов, напоминающий закрытый французский шов. В сочетании с немногими отделочными элементами – "узелки", завязки по углам, "бант в середине", а также – неожиданно – со сложной техникой, почти точно совпадающей с классическими "кафедральными окнами", - это дает нам творения удивительной красоты, чистых цветов, интересных и очень современных геометрических форм. При этом "французские" швы на полупрозрачных тканях создают дополнительные деления плоскости и игру света.
Первая же ассоциация после просмотра пояги – Пьет Мондриан, его геометрия поразительно похожа на пояги. Еще и квилты Gees Bend приходят на ум, потому что в пояги тоже можно использовать кусочки всех форм, цветов и размеров.
Ниже на фотоколлаже представлены работы, выполненные в трех совершенно различных техниках: первое - американский квилт ок. 1910 г, второе - современная штора пояги, третье - техника shadowfold, о которой я немного говорила здесь. Свет, воздух и прозрачность объединяет все три
Хотя обычные пояги шились из остатков ткани и раскрой был весьма экономным, все же оставались совсем уж мелкие кусочки ткани – из них делали подушечки для булавок, маленькие мешочки, наперстки, просто украшения.
Можно найти в технике пояги и обувь, и сумки, и зонтики, и абажуры.
Вот несколько примеров современного прочтения пояги.
В 2012 году и позднее на нескольких выставках была показана работа, точнее, инсталляция Clare Smith - в течение нескольких выставочных дней краска из баночек наверху понемногу стекала по сшитому полотну:
Работа современной признанной мастерицы пояги Chunghie Lee:
Коллекция Chanel 2016:
Конечно же, никак нельзя пропустить корейского художника Do Ho Suh. У него в технике пояги есть целые дома, а также отдельно газовые плиты, распределительные щитки и унитазы. Ограничусь дверной ручкой:
Все фото в данном посте взяты с моей доски Pojagi на Пинтересте.
Из-за изобилия материала и нерезинового интернета основы шитья пояги выйдут отдельным постом.
Спасибо, Лера!
ОтветитьУдалитьВдохновляешь.
Спасибо, очень увлекательно!
ОтветитьУдалитьСпасибо! У вас всегда очень содержательные и прямо захватывающие посты! Пишите дальше!
ОтветитьУдалитьЗаразительно всё это, Лера! Говоришь "совы, совы... ПОЯГИ!"
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный и содержательный рассказ!!!!!
ОтветитьУдалитьЛерусик, спасибо! Очень разноплановая подборка пояги! Прелесть!
ОтветитьУдалитьСколько смотрела сайтов о технике пояги, нигде толком не пишут, что, прежде чем, сшивать, фиксируют крахмалом. Лишь однажды в одной статье вскользь об этом упомянуто было.
ОтветитьУдалить