четверг, 14 мая 2020 г.

Пояги: Материалы. Базовый ручной шов

Я приступаю к краткому рассказу непосредственно о техниках пояги. Краткий рассказ предполагается быть в нескольких постах - напрасно я надеялась вывалить всё сразу. Еще раз скажу: мои сведения о пояги очень неполны и, скорее всего, неточны, - но что касается двух базовых швов, то я довольно-таки уверена в правильности. Любые исправления и дополнения приветствуются (в комментах).

Чаще всего пояги делаются (делались) из рами или шелка. Рами - ткань из одноименного растения, родственника крапивы. Я видела ее только на фото и редко, мельком - на лоскутных выставках. Она кажется редко сотканной, прозрачной, но на самом деле она жесткая и хорошо держит форму.


Если у вас нет ткани рами, не расстраивайтесь - пояги можно шить из шелка (традиция), из органзы (красиво, но трудно), из тонкого льна или хлопка (как я), а в японской книге я видела чудные покрывала, сшитые в той же технике, но из тканей типа джинсовых - совершенно непрозрачных! Смотрелось замечательно. Да вспомните: топ любого традиционного квилта, если смотреть на него против света, - не напоминает ли чего?

это совершенно обычный квилт из тканей Каффе Фассетта - топ против света.
Но не забудьте: если у вас капризные и непослушные ткани (для меня  в эту категорию попадают почти все), то их нужно накрахмалить, чтоб стояло! Тогда дело пойдет гораздо лучше.

Еще очень коротко о нитках. Коротко, потому что я их видела только в готовых изделиях. Швы пояги всегда видимые! Хоть и очень мелкие и ручные. Думаю, шьют шёлком. Думаю, подойдут вышивальные нитки в 2-3 сложения. Для моего первого ручного эксперимента я брала икеевскую ткань Дитте (довольно тонкий хлопок) и катушечные нитки чуть потолще обычных:

не так чтобы очень, да? 1) это очень крупный план, в реальном размере все не так уж плохо и 2) это ведь проба пера! но 3) в настоящем пояги и при таком увеличении все прекрасно.

Самый главный шов в пояги очень похож на наш ручной шов "через край". Неважно, будет ли это одинарный шов для изделия с подкладкой или двойной. Для простоты начнем с одинарного шва, который оставляет припуски с изнанки открытыми - потом их закроет подкладка.

Объяснение шва пояги взято отсюда.

При выкраивании деталей кореянки пользуются не маркерами, а специальным инструментом "хера". Это очень удобно, т.к. сразу и контур обозначается, и линия сгиба припуска:


Припуски отгибаются на изнаночную сторону. Детали складываются ИЗНАНКА К ИЗНАНКЕ, припуск к припуску:

Шьем частым швом через край - расстояние между стежками 1-2 мм. Нитку сильно не затягиваем, потому что потом шов раскроем и "расплющим". Здесь главное - научиться регулировать натяжение нити: слишком слабо - изделие расползется, слишком сильно - при "расплющивании" исказится форма. Не всё так страшно, это дело небольшой практики:


Готовый шов:
После разутюжки:


Изделия, выполненные таким швом, обычно ставят на подкладку. Их легко распознать на глаз по фото - по просвечивающим припускам (очень, очень аккуратным):


Продолжение следует!



15 комментариев:

  1. Просто замечательно. Давно хочу попробовать!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я не поняла принцип шва

      Удалить
    2. мелкий шов "через край", потом изделие раскладывается плоско. Вот и весь принцип

      Удалить
  2. Вот не знала, что пояги ставят на подкладку, думала, что при таком исполнении не оставляет открытых срезов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. всему свое время! но именно в этом исполнении - да, на подкладку. Там есть и способы сшивания, и способы "стежки", и способы отделки. Но я их только мельком коснусь в последнем посте

      Удалить
  3. Спасибо! Надо пробовать! Идея замечательная! Написание подробное! За это всегда ценю, Лера!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Лера!
    Возможно после твоих уроков я сошью примитивную "пояги" давно желаемую!

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, хотела по этому поводу еще один веселый пост написать. Вместо этого высказалась на ФБ. Не будет веселого поста. Приношу извинения всем, кого ввела в заблуждение неправильным произношением.

      Удалить
    2. Наталья, а мне нравится ПОЯГИ - звучит как-то приятно, спокойно, не агрессивно. Наверное, поэтому прижилось это название среди лоскутниц. Суть не в названии, а в содержании. А содержание у Валерии - супер!

      Удалить
  6. Наташа, очень обидный комментарий, в котором вы с замечательным переводчиком фактически обвинили автора в глупости и незнании. Может корректней было бы написать автору лично и спокойно без нравоучений донести свою точку зрения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, как раз этот Наташин коммент я считаю вполне уместным: 1) прямое обращение ко мне 2) сама же просила об уточнениях, а это и есть уточнение. Я пока что не уверена, как правильно, но это один из распространенных вариантов.

      Удалить
    2. Татьяна, прошу прощения за неожиданность обидной формулировки в цитате. Я на своей страничке с радостью опубликовала Лерин отличный материал. Много просмотров, много комментариев, в том числе и от Лены Денисовой. Как есть, так и скопировала без тайной мысли.Самой нравится термин "пояги", так и называть буду

      Удалить
  7. Лера, совсем не собиралась обидеть Вас. Сам материал настолько хорош, что невольно не придала большого значения в продолжении разговора о термине. Убрала со своей странички в ФБ репост с комментариями. И здесь уберу цитату. Дело "пояг" поглавнее всего будет. Но и смущает то, что много готовности на разборки в среде наших квилтеров. Прошу прощения, что невольно вызвала недобрые чувства

    ОтветитьУдалить