четверг, 14 мая 2020 г.

Пояги: Материалы. Базовый ручной шов

Я приступаю к краткому рассказу непосредственно о техниках пояги. Краткий рассказ предполагается быть в нескольких постах - напрасно я надеялась вывалить всё сразу. Еще раз скажу: мои сведения о пояги очень неполны и, скорее всего, неточны, - но что касается двух базовых швов, то я довольно-таки уверена в правильности. Любые исправления и дополнения приветствуются (в комментах).

Чаще всего пояги делаются (делались) из рами или шелка. Рами - ткань из одноименного растения, родственника крапивы. Я видела ее только на фото и редко, мельком - на лоскутных выставках. Она кажется редко сотканной, прозрачной, но на самом деле она жесткая и хорошо держит форму.


Если у вас нет ткани рами, не расстраивайтесь - пояги можно шить из шелка (традиция), из органзы (красиво, но трудно), из тонкого льна или хлопка (как я), а в японской книге я видела чудные покрывала, сшитые в той же технике, но из тканей типа джинсовых - совершенно непрозрачных! Смотрелось замечательно. Да вспомните: топ любого традиционного квилта, если смотреть на него против света, - не напоминает ли чего?

это совершенно обычный квилт из тканей Каффе Фассетта - топ против света.
Но не забудьте: если у вас капризные и непослушные ткани (для меня  в эту категорию попадают почти все), то их нужно накрахмалить, чтоб стояло! Тогда дело пойдет гораздо лучше.

Еще очень коротко о нитках. Коротко, потому что я их видела только в готовых изделиях. Швы пояги всегда видимые! Хоть и очень мелкие и ручные. Думаю, шьют шёлком. Думаю, подойдут вышивальные нитки в 2-3 сложения. Для моего первого ручного эксперимента я брала икеевскую ткань Дитте (довольно тонкий хлопок) и катушечные нитки чуть потолще обычных:

не так чтобы очень, да? 1) это очень крупный план, в реальном размере все не так уж плохо и 2) это ведь проба пера! но 3) в настоящем пояги и при таком увеличении все прекрасно.

Самый главный шов в пояги очень похож на наш ручной шов "через край". Неважно, будет ли это одинарный шов для изделия с подкладкой или двойной. Для простоты начнем с одинарного шва, который оставляет припуски с изнанки открытыми - потом их закроет подкладка.

Объяснение шва пояги взято отсюда.

При выкраивании деталей кореянки пользуются не маркерами, а специальным инструментом "хера". Это очень удобно, т.к. сразу и контур обозначается, и линия сгиба припуска:


Припуски отгибаются на изнаночную сторону. Детали складываются ИЗНАНКА К ИЗНАНКЕ, припуск к припуску:

Шьем частым швом через край - расстояние между стежками 1-2 мм. Нитку сильно не затягиваем, потому что потом шов раскроем и "расплющим". Здесь главное - научиться регулировать натяжение нити: слишком слабо - изделие расползется, слишком сильно - при "расплющивании" исказится форма. Не всё так страшно, это дело небольшой практики:


Готовый шов:
После разутюжки:


Изделия, выполненные таким швом, обычно ставят на подкладку. Их легко распознать на глаз по фото - по просвечивающим припускам (очень, очень аккуратным):


Продолжение следует!



понедельник, 11 мая 2020 г.

Три котика со spoonflower

Я сшила "авангардную" сумку, но у нас проливной дождь и я не могу ее сфотографировать! Поэтому пока что рассказываю о котиках.

Вам наверняка встречались в интернете тысячу раз пеналы-котики с застежкой-молнией вместо пасти. Так знайте, все эти котики скопированы с исходного котика по имени Боббит с моего любимого сайта дизайнеров ткани spoonflower.

картинка с Pinterest, оригинал - на  spoonflower

Там, знаете ли, есть целая категория cut and sew - купил ткань, вырезал напечатанные детали, сшил, готово! Но там, как и везде, дизайн дизайну рознь. В данном случае у автора есть множество очень симпатичных дизайнов (вот они). Недостаток у них только один - цена заказа на спунфлауэре. А тут они вдруг предложили 50% скидку на FatQuarter! FQ у них обычно самая невыгодная позиция, стоит она как полметра ткани. Причем этой скидкой меня бомбардировали неделю, пока я решилась. Заказала аж двух котиков - а главный, Боббит, лежал у меня уже пару месяцев с предыдущего заказа со скидкой, так что я оказалась счастливой обладательницей трех котиков. На каждой FQ вдобавок к выкройке напечатана инструкция по шитью (плюс подвеска-мышка)!

Тут как раз изоляция, надо ликвидировать домашние запасы, пока они меня не вытеснили из квартиры. Изыскала 3 молнии (легко). Автор рекомендует проклеить всю ткань флизелином. При нынешней стандартной х/б ткани этого делать не нужно (я проклеила первого котика, оказалось, зря). Шьются котики легко и просто, только выворачивать детали, проклеенные флизелином, совершенно невозможно - у меня на хвост первого кота ушло часа два. Без флизелина все идет великолепно. Короче, вот котики. Можете угадать, которого я оставляю себе.

Вот самый первый Боббит:



Розовый Bubble Gum - "Жвачка":



Зомби:



Ну конечно же, все угадали: мой - зомби! В общем, можно догадаться даже не зная меня, просто по качеству отделки. В любом случае, зомби - любовь с первого взгляда, перекрыл даже первого Боббита. У автора, кстати, кроме кошечек, есть еще собачки, лисичка, енот и бог знает кто еще. Розового кота на корню забрала дочка - для внучек или для себя, кто раньше доберется.


PS Кстати, вспомнила: я еще раньше заказывала на spoonflower модель cut and sew - уж очень милыми показались подушки "День и ночь". Сшила для младшенькой внучки. Ей нравится, но ей всего полгода, а мне результат не очень понравился. Так что котики рулят!






суббота, 2 мая 2020 г.

Коротко о пояги, том 1

Это информационно-просветительский пост
к творчески-оригинальному посту о занавесках пояги III .
Рассказ об основах техники пояги выйдет отдельным постом

Предупреждение: в вопросах пояги (божаги) я самоучка, причем училась по японским книгам (не зная японского) и по корейским инструкциям (не зная корейского). Я очень люблю это искусство, но мои сведения могут быть неполны и неточны. В любом случае надеюсь хотя бы заинтересовать тех, кто хочет узнать немного больше о пояги. Если же у вас есть дополнительная информация и вы хотите ей поделиться - добро пожаловать в комменты, буду очень признательна!)
 

Пояги (божаги) – корейское слово, означающее просто "упаковка".
Первоначально это были квадратные платки с завязками для упаковки и переноски чего угодно, от самых простых вещей до свадебных подарков королевской семье (по корейским поверьям, хранение вещей в упакованном виде (завернутых в пояги) приносит счастье). Такие упаковки-пояги шились из чего угодно, начиная от мелких остатков старой одежды и заканчивая специально расписанным шелком для особо ценных вещей.

Пояги времен династии Чосон
Если такие "обертки" шились специально для подарков принцессам, то использовались прекрасные новые ткани, которые могли еще и украшаться вышивкой. В простых же семьях на пояги шли все-все остатки, обрезки и даже обрывки тканей. Особенно хорошо было, если попадались вышитые рукава от традиционной корейской одежды ханбок.


Для белых пояги часто использовались остатки нижнего белья, поэтому кусочки на таких «белых» пояги часто желтеют или выгорают неравномерно – получается разнообразие кремовых оттенков. Теперь такое разнообразие достигается с большим трудом специально подобранными тканями.


Раз уж речь зашла об использовании нижнего белья, замечу, что это не единственная параллель между пояги и квилтами амишей. В Корее тоже существовали запреты на определенные ткани и цвета для определенных сословий (к примеру, желтый - не для простых людей), которые можно было "обойти" только в пояги, используя кусочки и обрезки запретных тканей. Опять же, место женщины в Корее было дома, у очага, и только там она могла дать волю творчеству и проявить чувство прекрасного, творя с помощью иголки и нитки. И мелких обрезочков ткани.



Но для нас, европейцев, возможно, пояги так бы и остались только одним из многочисленных народных ремесел, каких много по всему миру, если бы не увлечение японками пояги и не наше увлечение японскими квилтами и японскими журналами. В основном мы узнали о пояги именно из японских журналов  и наверное, из японского языка идет ошибочное наименование пояги – правильно божаги

из журнала Quilts Japan

Настоящие пояги традиционно шьются из рами – ниток из волокон разновидности крапивы, - конопли или из шелка.


 В пояги используется совсем немного основных стежков и элементов. Если не рассматривать вышивку, то главные виды швов - это либо очень мелкие стежки через край, похожие на стежки при ручном шитье по бумаге, либо шов, напоминающий закрытый французский шов.  В сочетании с немногими отделочными элементами – "узелки", завязки по углам, "бант в середине", а также – неожиданно – со сложной техникой, почти точно совпадающей с классическими "кафедральными окнами", - это дает нам творения удивительной красоты, чистых цветов, интересных и очень современных геометрических форм. При этом "французские" швы на полупрозрачных тканях создают дополнительные деления плоскости и игру света.



Первая же ассоциация после просмотра пояги – Пьет Мондриан, его геометрия поразительно похожа на пояги. Еще и квилты Gees Bend приходят на ум, потому что в пояги тоже можно использовать кусочки всех форм, цветов и размеров.





 Ниже на фотоколлаже представлены работы, выполненные в трех совершенно различных техниках: первое - американский квилт  ок. 1910 г, второе - современная штора пояги, третье - техника shadowfold, о которой я немного говорила здесь. Свет, воздух и прозрачность объединяет все три



Хотя обычные пояги шились из остатков ткани и раскрой был весьма экономным, все же оставались совсем уж мелкие кусочки ткани – из них делали подушечки для булавок, маленькие мешочки, наперстки, просто украшения.



Можно найти в технике пояги и обувь, и сумки, и зонтики, и абажуры.

 

Вот несколько примеров современного прочтения пояги.

В 2012 году и позднее на нескольких выставках была показана работа, точнее, инсталляция Clare Smith - в течение нескольких выставочных дней краска из баночек наверху понемногу стекала по сшитому полотну:


 Работа современной признанной мастерицы пояги Chunghie Lee:

Коллекция Chanel 2016:



Конечно же, никак нельзя пропустить корейского художника Do Ho Suh. У него в технике пояги есть целые дома, а также отдельно газовые плиты, распределительные щитки и унитазы. Ограничусь дверной ручкой:


Все фото в данном посте взяты с моей доски Pojagi на Пинтересте.

Из-за изобилия материала и нерезинового интернета основы шитья пояги выйдут отдельным постом.

понедельник, 27 апреля 2020 г.

Занавески пояги, или Что может пойти не так

Спойлер:

Да, это мои новые занавески пояги!

Почему спойлер?

Потому что далее последует целый авантюрный роман - история их создания. Я ее изложила более для себя, чем для кого-то еще, потому что ошибаться может каждый, но такая прихотливая череда ошибок встречается не каждый день и хочется от нее как-то застраховаться. В конце будут еще несколько фото законченных занавесочек.

О том, что такое пояги, написан (мною) отдельный пост - всем рекомендую, там красиво.

Итак, начинаем.

Мои чудные занавески с йойошками, вися на южном окне, понемногу превращались в прах (это небольшое преувеличение, но только небольшое). (Я о них рассказывала здесь в конце). Нужно было шить новые шторы, не дожидаясь очередной стирки старых - они б ее не пережили. Вдохновленная успехом первых занавесок пояги (по той же ссылке, в середине), я замахнулась на новые, тоже пояги. Тем более что проект существовал уже аж с 2012 года - правда, тогда я честно шила всё-всё вручную и не продвинулась дальше одного фрагмента примерно с четверть шторы размером:

А все потому, что ручками шить не столько трудно, сколько долго - очень уж маленькое расстояние между стежками, около 1 мм, стежков набегает видимо-невидимо, а они должны быть видимыми! (каламбур, ага)

Поэтому в этот раз я решила шить на машинке запошивочным швом, благо, для моей новой чудесной Juki TL 2200 QVP Mini это детские игрушки. И еще одно грандиозное упрощение позволило закончить шторы не в следующей жизни - импровизация! Ведь что я сделала для "ручной" шторы: я разделила ее на разного размера квадраты, каждый квадрат "нарезала" на куски - и все это в виде предварительного эскиза! А дальше шила по выкройкам, а кроить из прозрачной шторной ткани я совсем-совсем не умею... короче, намучалась тогда.

В этот же раз было так: опять-таки разбила штору на квадратики-прямоугольнички, но! внутри каждого из них - размахнись, рука, раззудись, плечо! Раз - резанула фоновую ткань, раз - пришила кусок цветной (опять же шторные образцы)! Обрезала на глазок, хоть и под линеечку - и дальше, кусок за куском! Потом обрежу под размер квадрата (и припуски, конечно же, не забуду!) Душа поёт.

А откуда ткани в карантине, спросите вы? А кто запасливый хомяк? Кто не покупает в обрез только под текущий проект, а хватает все, до чего руки дотянутся? Кто заранее купил 5 метров ткани, а потом еще 3 докупил? (И всё оно ушло, не осталось и FQ)

Решила в первой шторе делать вставочки только синие, во второй только зеленые, в третьей только бежевые, - а потом при сборке квадратиков некоторые поменять местами. А то если я изначально разные кусочки гардины брать буду, получится равномерная пестрота, а мне этого не хотелось.

Итак. Разбила Штору №1 на квадратики, распечатала квадратики С ПРИПУСКАМИ, шью. Наклеила малярный скотч на машинку, чтобы отметить припуск в 1/2 дюйма. Соберу квадратик - тут же брызгаю его крахмальным спреем и утюжу до смерти. Потом обрезаю. На выкройках отмечаю убитые квадратики. Стопочка растет.

Только гости наелись, как и блины кончились - от голубой ткани остался жалкий ошметок. Не беда! Переходим к Шторе №2, зеленой. Для нее я распечатала новый комплект выкроек - не только, чтобы отмечать готовые, но и чтобы были свежие, неподрезанные краешки.

Подходит к концу вторая штора, подходят к концу первые запасённые 5 метров ткани. Не беда, - думаю я, беру дополнительные 3 метра и - оказывается, что эта икеевская ткань не совсем такого цвета, как предыдущая! Эти нехорошие люди втихаря изменили цвет ткани! Новая немного белее!

Но я не горевала. Спасибо, что есть! - подумала я и с новыми силами взялась резать новую ткань и новый кусок гардины, бежевый. Ладно, не очень-то и хотелось менять цвета, пусть будет как есть

Свет плохой, как обычно, но душа радуется!

Наконец все три набора квадратиков готовы и наступает этап складывания пазлов, перекладывания и отбрасывания!

Внезапно в процессе сборки обнаруживаются вот такие вот детали - оказывается, у меня были еще другие белые ткани:

Ничего страшного, пару-тройку деталей перешить - на это у меня еще хватит ткани. (Тем более что можно  не шить новый блок, а распороть шов и пришить новую деталь. Не всегда, но можно.)

И вот наступает торжественный момент сборки (я начинаю со Шторы №3)! И первые же две сшитых детали НЕ ПОДХОДЯТ к третьей!

В полном ужасе обнаруживаю, что сшивание по наклеенной направляющей не работает - слишком много ткани уходит в припуск. Слишком много в данном случае означает миллиметр с каждой стороны, но в итоге все суммируется и умножается, и ничего не сходится!

После целого вечера страданий и беспокойной ночи утром сажусь разбираться. Ну да, припуски маловаты. Это оттого, - думаю я, - что внутри квадратиков идет сплошной импров, плюс-минус миллиметры значения не имеют, а когда дошло до точности - так надо ж было заранее все замерить. Распорола уже сшитые детали. Переделала парочку. Потренировалась сшивать с меньшими припусками - получилось! Значит, не нужно выбрасывать заготовки, достаточно только переклеить направляющий скотч и очень-очень следить за припусками, которые теперь уж совсем скупые (вот когда я поняла, что такое scant seam allowances, о которых все время твердили американки!)

(Тут, невзирая на уже написанные несколько томов, я позволю себе отступление. "Делайте все одинаковые операции за один раз", "Выкраивайте одинаковые детали разом" - вот кому могли прийти в голову эти нелепые советы? Нет, я-то им никогда не следую, даже и в данном случае это просто так получилось, - но одна моя знакомая так сшила 192 "колодца" с постоянной ошибкой, а другая, приступая к шитью масок, не прочла внимательно купленную инструкцию и выкроила чертову кучу масок без припусков на швы! Еще потом автора инструкции обвиняла)

Да. Значит, Штора №3 готова! Все сошлось! Я так обрадовалась, что немедленно ее повесила и сфотографировала:

Переходим к Шторе №2 (зеленой). Опять все прекрасно, только некоторые блоки я, видно, чуть неправильно обрезала - они чуть больше (хорошо, что не чуть меньше). С этой трудностью мы справляемся легко! Повесить пока что не получится - сначала нужна Штора №1

И вот на Шторе №1 (вы думаете, к чему все эти номера? а это очень важно!) опять ничего-ничего не сходится! Причем не то чтобы совсем ничего: некоторые блоки сходятся а некоторые - почти все - нет!

Еще один вечер отчаяния и ночь уныния. Утром проверка. Оказывается, припуски на Шторе №1 несколько БОЛЬШЕ, чем на двух следующих! Они, оказывается, В ТОЧНОСТИ равны 1/2 дюйма! Возникает дилемма: обрезать ли все детали до припусков №2 и №3 или перемерять ширину шва, переклеить скотч и спокойно сшивать детали с правильными припусками? Тут же пытаюсь понять, откуда взялись бОльшие припуски - точнее, в какой момент они уменьшились для Шторы 2 и 3?

Выяснилось, что не надо было модничать и распечатывать для каждой шторы комплект выкроек заново. Где-то в процессе перекладывания виртуальных квадратов припуск стал не 0,5", а 0,451", как и почему - неизвестно. Значит, когда я стала сшивать Штору №3 по ПРАВИЛЬНОЙ разметке, уменьшенные припуски не сошлись. А вот на Шторе№1 они правильные!

Вот они, роковые лишние миллиметры!

Как же хорошо, что я не стала пока что ничего сшивать! Ведь нашлась и причина некоторых неправильных деталей! Это были "зеленые" детальки от уже неправильной второй шторы, и припуски на них меньше, чем на "синих"! Оно бы не сошлось уже окончательно и никогда.

Окей, окей. Очень осторожно проверила все "синие" детали, какие надо - дообрезала. Собрала. Без особых приключений отутюжила с крахмалом (3 бутылки ушло в общей сложности). Прикрепила чудные шторные клипсы-"крокодилы", которые не требуют шторной тесьмы - я их и для первых занавесок пояги использовала, очень хорошо, если не нужны сборки. Повесила. Радуюсь.

Крупно:

Старое и новое:

(PS А вот что мне особенно интересно и приятно: когда Пинтерест показывает мне фото, похожие на мои шторочки, он показывает не пояги, а всякие архитектурно-геометрические извращения в смысле заполнения плоскости! Очень мило, спасибо, Пинтерест, не ожидала!)

воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Как важно готовиться к эфиру, или О математике в жизни и в квилтах

В четверг, 9 апреля 2020, в 18:00 МСК в Инстаграме мы с Александрой Беликовой поговорили о математике. А также немного о квилтах, сумках, импровизации и вообще за жизнь. Для меня это было первое-препервое появление на видео, и если б не приглашение Саши, так бы вы меня и не увидели.


Предварительно - во вторник - мы наметили немного тем, о которых можно порассуждать. И я решила, чтобы во время разговора не уплывать мыслью куда угодно, набросать конспектик выступления. Коротенько.

Остановившись после трех страниц убористым шрифтом (а затронуты были только полторы первые темы), я оставила эту затею и решила далее пуститься в свободное плавание. А короткие заметки решила выложить здесь. Чтобы не пропали. Заодно добавлю парочку картинок. Итак,

О математике и вообще о науке в квилтах


Началось с элементарной геометрии: традиционные пэчворк-блоки – чистая геометрия уровня, кажется 5 класса (это исключительно положительная характеристика). Да что там, простейшие одинаковые квадраты (или шестиугольники, или треугольники) позволяют сшить прекраснейшие квилты, можно всю жизнь сшивать только квадратики и при этом не стоять на месте!

автор Danny Amazonas. Справа написано: "Сфотографируйте! Видите лицо?"

Дальше я открыла для себя неземную точность шитья по основе, а еще позже – оригами из ткани. Этого (да плюс просмотр тысяч японских квилтов да плюс шитье десятков сумок в разных-разных техниках) хватило, чтобы начать замечать и использовать намного более сложные математические объекты. (А почему именно математические объекты, а не живопись, к примеру, не фигуративные квилты? А потому что я совсем не умею рисовать!! Так и не научилась, дальше грубейшего эскиза простейшей сумки не иду, даже рюкзак нарисовать не могу).

"Футбол в стране танграмов". Шитье по основе

 Дорогие квилтеры, не надо недооценивать наши «простые» блоки! Знаете ли вы, что всякие математические художники (а таких много) обожают фигуру, которая для нас всех Twisted Log Cabin? Знаете ли вы, что любой геометрический квилт решает так называемую проблему заполнения плоскости многоугольниками? (Если просто задать в интернете поиск «заполнение плоскости многоугольниками», можно получить море идей для квилтов и заняться только поисками технических решений сборки)

Вот вам пожалуйста, из Википедии. На всякий случай: это не шести-, а СЕМИугольники!
Дальше - больше. Среди так называемых современных квилтеров (не modern, a contemporary) немало биологов – они, как правило, изображают не зверюшек и растения, а разные клеточные структуры, мембраны и ложноножки, которые ооочень живописны, надо только знать где искать – а они знают.  Я отдала дань биологическим квилтам (надеюсь, не в последний раз), когда шила свой микроблок для квилта Тани Манро «Микро в макро». Использовала для этого макрофото жука-златки. Идея мне так понравилась, что я по этому фото еще аж 2 квилта сделала (подробнее здесь)


Но математика меня все же не отпускает. Она просвечивает в любом моем квилте. Если звезды – так пусть будут звездчатые многогранники (а откуда я о них знаю? А в детстве читала научно-популярные книжки) (спецприз на Традиции).
 

Если LogCabin (а условием было сшить Log Cabin with a Twist, т.е. с заковыркой – то вот вам пожалуйста, заковырка в виде линзы «Рыбий глаз)  (да, сейчас пойдет та самая Линза №0):



Если гусики, т.е. flying Geese, то тут раззудись, плечо, размахнись, рука – это будут Гуси в магнитном поле!



О гусиках подробнее. Для этого квилта мне понадобились:
  • архитектура – прекрасный источник вдохновения, я подписана на несколько архитектурных пабликов), в данном случае за основу взят объект twirl великой Захи Хадид;
  • физика магнитных полей (каюсь, здесь я воспользовалась готовыми наработками и очень переживаю, что пока что не могу разобраться, надо было в школе лучше физику учить),
  • а главное – Грассхоппер, чудесный инструмент параметрического моделирования.
Что такое параметрическое моделирование? Это как построить какой-нибудь… ну, квилт, к примеру, а потом движением руки поменять в нем, скажем, число блоков, изменить их размер, размещение, сделать их более темными в одном месте и более светлыми в другом, и вообще поиздеваться. В моем случае я пробовала разное число «тентаклей», не два, а несколько полюсов, разную плотность гусиков (а ведь тентакли можно бы и не гусиками заполнить, а кружками, например), разные окраски… Все это безумно интересно и продуктивно, хотя и сложно, конечно.

Теперь о джинсовом квилте. Став завсегдатаем Пинтереста и гуляя по математическим картинкам, я то и дело натыкалась на какие-то штуки, больше всего похожие на крыло бабочки или шкуру жирафа, но!! – говорилось, что это не крыло и не шкура, а именно математический объект.

картинка с моей доски "Voronoi" с Пинтереста

Поиски вывели и на название – диаграммы Вороного. Дальнейшие поиски показали, что нет пророка в своем отечестве: желающие могут сравнить сухую кратчайшую и максимально неинформативную статью в русской Вики и море славословий в английской. И да, действительно, и крыло бабочки, и пятна жирафа, и трещины на поверхности иссохшейся земли, и рост зубков чеснока формируются именно как диаграмма Вороного. Не стану перечислять десятки совершенно неграфических и чрезвычайно важных областей типа лингвистики, в которых тоже они используются – мне хватило только их совершенной красоты. Я написала автору одной из найденных картинок и попросила разрешения ее использовать. Он обрадовался и удивился, разрешил и попросил фото результата, когда будет (каковое я и послала по окончании). Теперь-то я умею строить такие диаграммы сама – спасибо тому же Грассхопперу, и как только закончу текущий проект пояги, тут же займусь сидушками с красивыми диаграммами Вороного. А если получится слишком красиво, то, как обычно, прощай, сидушки, здравствуйте, 4 новых квилта.

вот он, квилт. Рассказ о нем будет отдельно

На этом мой краткий конспект по первому пункту закончился. Далее шли размышления на тему импрова. Как видите, информации только по п.1 хватит на полкниги, поэтому дальнейший конспектик продолжу как-нибудь.